Учитель с большой буквы

В жизни каждого человека есть люди, которых хочется называть Учителями, у меня первый Учитель - это Юлий Лазаревич Кетков. Даже не верится, что о нем надо говорить в прошедшем времени.

Общение с ним мне дало очень многое в то время, когда мы были просто студентами, и предположить о наших дальнейших успехах было тогда сложно.

К середине учебы на факультете ВМК нас уже успели помучить адресным программированием в кодах, и это занятие не всех прельстило. И тут в расписании мы видим спецкурс - «Современное программирование». Мне это показалось интересным, и я стал посещать этот спецкурс. И вместо восьмеричных кодов команд и адресов ячеек прозвучали волшебные для нас слова: Фортран, Алгол, Бейсик... Это был уже какой-то другой мир. Спецкурс увлек, я ходил на него с удовольствием, с трудом, как и все студенты, запоминая фамилию и имя-отчество лектора. Подошел экзамен, я сдал его на 5, и на подведении итогов экзамена услышал слова, меня весьма удивившие: «А Вас, молодой человек, я попрошу остаться».

И я с удивлением узнал, что лектор вовсе не доцент университета, а заведующий отделом научно-исследовательского института Прикладной математики и кибернетики, и ему сейчас нужны люди на работу, в том числе и студенты. И мне предлагается начать работу в этом отделе. И на оставленной мне записке с телефоном я прочитал «Кетков Юлий Лазаревич».

Бурлила наша студенческая жизнь: самодеятельность, стройотряды, турпоходы и т.п., но предложение очень заинтересовало. Я собрал необходимые документы после зимней сессии и отправился в НИИ ПМК. Недолгое оформление, и вот у меня уже свой рабочий стол. А за соседним столом сидит преподаватель, с которым за время учебы отношения складывались не самым лучшим образом.

Помню, меня быстро ввели в курс дела, я освоил новые языки и технику, и работа закипела... В скором времени понадобились еще руки, и с моей подачи в отделе стал работать и Саша Гребенников, и Володя Коротков, и Женя Кустов, да всех я сейчас и не припомню.

Отдел быстро оценил наше присутствие, и на столь дефицитное машинное время вечерами и в выходные дни отправлять уже стали нас, оставляя подробные инструкции и колоды перфокарт. С Юлием Лазаревичем мы общались практически каждый день, поскольку не всегда на печать выходили колонки цифр, да и полученные результаты требовали проверки. Он готов был отлаживать программы с каждым из нас, но при этом и учил этой тонкой науке.

Мы были одними из первых профессиональных программистов, и многое из того, что мы делали, было впервые. Так, выполняя одно из заданий, я работал со стандартной программой для решения систем линейных алгебраических уравнений сотого и выше порядков. Сначала все пошло нормально, но контрольный просчет вручную показал возникающую при повторных вычислениях серьезную ошибку. Долгое время мы перепроверяли мою программу, но это ничего не меняло. И тогда я стал анализировать стандартную программу и нашел в ней ошибку! Это было для меня и большим успехом, и большим продвижением в нашей программистской науке.

С этой программой связано еще одно воспоминание. После занятий мы с Сашей Гребенниковым как всегда ехали на работу, и в троллейбусе увидели профессора, который только что читал нам лекцию по физике. К нашему удивлению он тоже вышел на площади Минина и направился к институту. Мы начали обычный рабочий день, и вдруг меня вызывают к Юлию Лазаревичу. Я захожу к нему в кабинет и вижу там нашего профессора, а Юлий Лазаревич просит меня помочь профессору с работой с той злополучной программой! Мы проходим в лабораторию, я вникаю в задачу, все подробно объясняю, но вижу на лице профессора замешательство. В конце концов, он не выдерживает и спрашивает: «А Вы с утра не были у меня на лекции?» После моего утвердительного ответа профессор сказал: «Да, к своим студентам я на консультации еще не ходил...» Конечно, у профессора программа заработала, и он получил необходимые результаты, о чем он напомнил мне на экзамене...

Мы стали полноценными членами коллектива, принимали участие во всех неформальных мероприятиях отдела, где видели Юлия Лазаревича и как открытого, веселого человека. Кстати, в традиционном КВНе между преподавателями и студентами он был капитаном команды преподавателей, а я - студентов. Наши шутки типа «Если из вашей зарплаты вычесть нашу стипендию, то еще и на трамвай останется» помогли нам выиграть, а назавтра я шел на работу с некоторым чувством неловкости, но за обедом Юлий Лазаревич еще раз посмеялся над прошедшей игрой...

Примерно в таком же ключе прошел у меня и дипломный проект, который тоже был отражением выполняемых заданий, но снова не сходились цифры. Подняв сопромат, который мы не изучали, перед самой защитой я нашел ошибку не в своей программе, а в техническом задании, основанном на трудах известных ученых, о чем Юлий Лазаревич доложил ГЭК. К моему изумлению эту историю через 40 лет я услышал от Валерия Николаевича Шевченко.

Университет окончен, но меня ждет не продолжение работы в отделе, а служба в армии. Приехав в отпуск, я пришел в НИИ ПМК, пообщался со своими соратниками, поговорил с Юлием Лазаревичем, и он дал мне письменную характеристику, где четко и красноречиво описал меня как специалиста. Эта характеристика очень помогла мне в служебном продвижении и в поступлении в адъюнктуру. На защите я показал результаты сложнейшего моделирования на ЭВМ и стал кандидатом технических наук по космической навигации. Конечно, без опыта работы в НИИ ПМК такого результата достичь было бы сложно.

При каждом приезде в Нижний Новгород мы общались с Юлием Лазаревичем, он был в курсе моих дел и от души радовался моим успехам. Работая преподавателем в военном училище, я принял участие в разработке, аналог которой был описан в статье Андрея Петровича Ершова в середине 1980-х годов и стал основой школьного курса информатики. Я попросил Юлия Лазаревича помочь мне попасть к А.П. Ершову: и оказалось, что там работает однокурсник Кеткова Юрий Абрамович Первин. В скором времени я в Новосибирске в академическом городке общался с А.П. Ершовым. Наша работа была им высоко оценена, потом встречались еще несколько раз, мы получили рекомендации к публикациям в несколько журналов, в том числе и только что появившемся «Информатика и образование». Эти рекомендации и новый круг знакомых помогли мне стать одним из первых докторов педагогических наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (информатика).

Последние годы мы встречались с Юлием Лазаревичем в университете, куда я приезжал на заседание диссертационного совета. Он был энергичен, полон планов… Для меня он навсегда останется Учителем.

У меня более 400 публикаций, я подготовил около 40 кандидатов и докторов наук, сейчас работаю заместителем директора по инновациям Федерального государственного научного учреждения «Институт информатизации образования» Российской академии образования, Заслуженный работник высшей школы РФ в области образования, профессор, полковник в отставке. Я всегда буду помнить человека, помогавшего идти к этим успехам со студенческой скамьи.

 

О.А. Козлов,

выпускник ВМК 1972 года.

Газета «Нижегородский университет», № 07, август 2014 г.